«День Конституции Республики Беларусь»
В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с
изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских
референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года. Она была принята
15 марта 1994 года на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь
12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по
счету Конституцией Беларуси, принятой после Октябрьской революции 1917
года.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики
Беларусь была принята I Всебелорусским съездом Советов 3 февраля 1919
года. Она провозгласила Беларусь республикой Советов рабочих,
крестьянских и солдатских депутатов, отменила частную собственность на
землю и другие средства производства, закрепила равные права и
обязанности граждан республики, провозгласила демократические свободы.
Вторая Конституция Белорусской ССР была принята VIII
Всебелорусским съездом Советов 11 апреля 1927 года. В ней закреплялся
факт вхождения БССР в состав СССР с правом свободного выхода.
Третьей по счету была Конституция Белорусской ССР, принятая
Чрезвычайным XII Всебелорусским съездом Советов 19 февраля 1937 года. В
ней констатировалось добровольное объединение БССР в единое на равных
правах с другими союзными республиками государство. После Великой
Отечественной войны в Конституции были закреплены права республики
вступать в непосредственные отношения с зарубежными странами,
заключать с ними соглашения, обмениваться дипломатическими и
консульскими представителями.
Последней Конституцией советской Беларуси стала Конституция
БССР, принятая на внеочередной 9-й сессии Верховного совета БССР 9-го
созыва 14 апреля 1978 года и основанная на Конституции СССР 1977 года.
Действующая Конституция 1994 года является главным, основным
законом государства. На ее основе формируется вся система текущего
законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.
Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет
правотворческую компетенцию государственных органов, в ней
определяются как объекты, так и границы правового регулирования. В
Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.
Верховенство по отношению ко всем иным правовым актам —
важнейшее юридическое свойство Конституции. Соответствующие правила
(о верховенстве Конституции) закрепляются в самом Основном Законе.
Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется
спецификой ее принятия, изменения или отмены.
Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
определены в разделе VIII Основного Закона. В статье 138 говорится, что
вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами
парламента по инициативе Президента или не менее 150 тыс. граждан
Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. В статье 140
закреплено положение о том, что изменения и дополнения Конституции
могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и
дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за
него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для
голосования. Разделы I «Основы конституционного строя», II «Личность,
общество, государство», IV «Президент, Парламент, Правительство, суд» и
VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения»
могут быть изменены только путем референдума.
Первые изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь
были внесены в результате проведенного 24 ноября 1996 года
республиканского референдума, на который были вынесены два проекта
обновленного Основного Закона. За проект, предложенный Президентом
Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, проголосовали 5175664 человека, или
70,5% от общего числа избирателей. За проект Верховного Совета – 582437
человек, или 7,9% от общего числа избирателей. На основании результатов
референдума Конституция была принята в новой редакции. Наряду с ранее
предусмотренными нормами о разнообразии форм собственности,
политическом плюрализме, приоритете общепризнанных принципов
международного права, судебной защите гражданами своих прав и свобод
появилось положение о верховенстве права, перераспределены полномочия
между Президентом, Парламентом и Правительством, расширены некоторые
права и свободы. Внесение изменений в Основной Закон позволило
обеспечить эффективную деятельность исполнительной, законодательной и
судебной властей, а также главы государства в интересах белорусского
народа. Проведение референдума 1996 года явилось единственным
легитимным способом устранить те конституционные положения, которые
находились в противоречии с правовыми нормами, общественными
потребностями и задачами создания экономически стабильного, социально
ориентированного, правового государства.
Следующий референдум, на который были вынесены вопросы
изменения и дополнения Конституции Республики Беларусь, состоялся 17
октября 2004 года. Его итогом явилось изъятие из части первой статьи 81
Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента
Республики Беларусь не более двух сроков. Согласно данным Центральной
комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских
референдумов, в этом голосовании приняли участие 89,3% избирателей. За
новую редакцию части первой статьи 81 Конституции высказались 74,3%
граждан от общего числа внесенных в списки для голосования.
Отличительными чертами действующей Конституции Республики
Беларусь являются политический плюрализм; закрепление в качестве
экономической основы многообразия форм собственности; установление
равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;
закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства
приоритета общепризнанных принципов международного права;
верховенство права; разделение и взаимодействие властей; прямой характер
действия норм Конституции.
В преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и
принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе
государственного строительства и общественного развития. Это
ответственность за настоящее состояние и будущее Беларуси; осознание себя
полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на
самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской
государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина;
обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и
правового государства.
В первом разделе Конституции «Основы конституционного строя»
дается характеристика белорусского государства как унитарного
демократического социального правового, закреплена взаимная
ответственность гражданина и государства.
Во втором разделе «Личность, общество, государство» закрепляются
личные, политические, социально-экономические и культурные права и
свободы граждан, определяются обязанности граждан, ответственность
государства перед обществом и личностью, его обязанность обеспечить
материальные гарантии и возможности для полного осуществления прав и
свобод граждан.
Третий раздел «Избирательная система. Референдум» закрепляет
основные принципы избирательной системы, устанавливает порядок
проведения республиканских и местных референдумов.
В четвертом разделе «Президент, Парламент, Правительство, Суд»
определяются статус и полномочия Президента; порядок формирования,
состав, компетенция, формы и методы деятельности органов
государственной власти, определяется структура судебной власти и
принципы осуществления правосудия в республике.
Пятый раздел «Местное управление и самоуправление» определяет,
через какие структуры гражданами осуществляется местное управление и
самоуправление, их статус и полномочия.
В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность
двух государственных органов — Прокуратуры и Комитета государственного
контроля.
В разделе «Финансово-кредитная система Республики Беларусь»
устанавливается, что на территории республики проводится единая
бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная и валютная политика,
определяется порядок формирования доходов бюджета, осуществление
общегосударственных расходов, составления, утверждения и исполнения
бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Важнейшее значение для определения места и роли Конституции,
формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов
имеет раздел, в котором освещаются вопросы действия Конституции и
порядок ее изменения.
Заключительные и переходные положения содержатся в последнем,
девятом, разделе Конституции. В нем обозначены правовые средства для
обеспечения перехода к реализации тех норм, которые не могут быть
исполнены сразу с введением в действие Конституции, а также содержатся
нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий
ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.
Конституция воплотила в себе преемственность и опыт многовекового
исторического пути Беларуси, ознаменовала новый этап в политическом и
социально-экономическом развитии страны. Она основывается на
неотъемлемом суверенном праве белорусского народа иметь свою
государственность и быть полноправным субъектом мирового сообщества. В
Конституции Республики Беларусь нашел отражение опыт конституционного
строительства таких государств, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, США,
Франция, ФРГ, Швеция и других стран с учетом особенностей условий
развития нашего общества и его исторических традиций. Белорусская
Конституция гарантирует каждому гражданину свободы и права,
необходимые для созидательного труда, достойной жизни и гармоничного
всестороннего развития личности.